Учреждения, осуществляющие деятельность по опеке и попечительству представляют собой органы исполнительной власти субъекта России. Сотрудники данного учреждения предоставляют опеку несовершеннолетним детям, которые остались без родителей — сиротам. Также они могут изъять ребенка из семьи, где ему угрожает опасность, то есть имеется вероятность того, что может быть нанесен вред его жизни или здоровью.
В настоящей статье будут рассмотрены полномочия и обязанности, которые возложены государством на органы опеки и попечительства. Также будут раскрыты нюансы осуществления надзора за деятельностью представителей опекунских учреждений.
Деятельность органов опеки и попечительства
Все функции, исполняемые работниками организаций по опеке и попечительству, строго регламентированы на законодательном уровне. Контролирует их деятельность положения ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Скачать текст 48 Федерального законодательного акта можно по ссылке.
Работники опекунских учреждений при исполнении своих обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних руководствуются нормами настоящего ФЗ с 2008 года, когда и был принят данный закон.
Положения Федерального Закона № 48 гласят, что работники органов опеки и попечительства исполняют возложенные на них функции:
- нахождение социально уязвимых несовершеннолетних граждан — сирот;
- направлять малолетних сирот в приемные семьи на воспитание и содержание;
- защищать интересы каждого осиротевшего ребенка;
- предоставлять заботу, условия для содержания и проживания детям, оставшимся без родительской заботы до их совершеннолетия;
- предоставлять защиту интересов нуждающихся несовершеннолетних детей при проведении судебного разбирательства.
Наряду с вышеуказанными функциями, сотрудники органов опеки и попечительства обеспечивают защиту прав и интересов детей, у которых есть родители. Представление интересов возлагается на опекунское учреждение в том случае, когда биологические родители или официальные опекуны пренебрегают своими обязательствами перед несовершеннолетними детьми.
Полномочия уполномоченного органа
48 законодательным актов предопределен ряд полномочий, которыми обладают лица, трудящиеся в органах опеки и попечительства.
В соответствии с текстом закона, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних выражены в следующем:
- определение малолетних граждан на учет, в связи с тем, что они нуждаются в помощи от данной опекунской организации;
- подача прошения в судебную инстанцию о признании кого-либо недееспособным или дееспособным;
- осуществление попечительства над нуждающимися гражданами;
- подписание различных соглашений, разрешений и договоров, где участие принимают несовершеннолетние дети. Например, органы опеки и попечительства вправе выдавать письменное разрешение на продажу недвижимости, где среди собственников числятся несовершеннолетние дети. По законодательству, без наличия данного согласия в письменном виде, родители не вправе продавать жилую недвижимость. Подобный нюанс предусмотрен законом с целью защиты прав лиц, не достигших 18 лет;
- предоставление показаний в судебном разбирательстве при разводе родителей. Присутствие на слушании представителя органа опеки и попечительства обязательно, так как в соответствии с его экспертным мнением разрешается вопрос о дальнейшем проживании детей — с отцом или матерью;
- предоставление всей необходимой информации для граждан, собирающихся оформить процедуру усыновления;
- проведение периодического контроля за условиями проживания своих подопечных.
Представители опекунского учреждения вправе проводить независимые экспертные оценки по месту проживания малолетнего дитя, если есть подозрения, что его содержат в ненадлежащих для ребенка условиях. В случае, когда условия содержания и воспитания не соответствуют установленным нормам, то работники органов опеки и попечительства вправе изъять малыша из семьи, тем самым лишив отца и мать родительских прав.
Полномочия органа опеки и попечительства предусмотрены на законодательном уровне, но в случае, когда родители не согласны с предпринимаемыми против них мерами, они вправе обратиться в судебную инстанцию с соответствующей жалобой.
Перечень обязанностей
Законом предусмотрены определенные обязанности органов опеки и попечительства в отношении детей. Они выражены в следующем:
- лица, представляющие организацию по опеке и попечительству, должны исполнять свои обязанности только в соответствии с положениями 48 ФЗ. Нарушение ими норм законодательства не приемлемо;
- установление норм проживания детей, не достигших 18 лет, а именно — определять, благополучно ли их пребывание в семье;
- проведение надзора за ребенком, проживающим в усыновленной семье;
- оказание помощи несовершеннолетним гражданам в любом виде, то есть предоставление крова, в случае, если они осиротели, оказание психологической помощи, в случае, если они получили какую-либо травму, оказание услуг по реабилитации и иное;
- считаться с мнением несовершеннолетнего дитя, если ему исполнилось 14 лет.
Перечень обязанностей органов опеки более расширен когда ребенок, являющийся подопечным, меняет адрес проживания:
- сотрудники передают личное дело данного подопечного, а также предоставленные им полномочия по предоставлению попечительства на региональное опекунское учреждение;
- оформить пересылку ходатайства в региональное опекунское учреждение в строго установленные сроки — 3 дня. Трехдневный период отсчитывается со дня фактического переезда ребенка.
Среди обязательств работников органов опеки и попечительства предусмотрено осуществление контроля и сохранности имущества несовершеннолетних детей, пока им не исполнится 18 лет.
Обязанности органа в отношении имущества подопечных
Законом установлено, что органы опеки и попечительства следят за сохранностью имущества своих подопечных лиц до достижения ими совершеннолетия. Поэтому, если родители или официальные опекуны принимают решение о продаже жилья, где доля собственности принадлежит несовершеннолетнему, то им необходимо заручиться письменным одобрением со стороны представителей опекунского учреждения. Для этого ими предоставляется определенный пакет актов, на основании которого компетентные лица принимают решение о соблюдении интересов ребенка.
Получить одобрение на продажу жилой недвижимости возможно, если отец и мать предоставят доказательства, что несовершеннолетнему будет предоставлено иное жилье, которое будет обладать лучшими условиями для проживания. В иной ситуации, в прошении о продаже недвижимости (дома, квартиры) будет отказано.
В случае, когда несовершеннолетнему достается какое-либо имущество в виде наследства, то органы опеки и попечительства осуществляют контроль за ним. По закону, вправе им распоряжаться законный представитель дитя — отец, мать, опекун. Если при использовании наследства малыша родители нарушают права малолетнего гражданина, то органы опеки обязаны вмешаться. Согласно нормам закона, получить права собственности и право распоряжаться наследством у ребенка появляется в момент наступления совершеннолетия, в связи с признанием его дееспособным.
Кто и как осуществляет контроль за деятельностью органов опеки и попечительства?
Согласно законодательным правилам, за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется надзор со стороны государственных учреждений исполнительной власти. Контроль осуществляют следующие инстанции:
- Рособрнадзор. Данная инстанция занимается осуществлением контроля в области науки и образования;
- учреждения местного самоуправления.
Вышеуказанные инстанции, при исполнении своих обязанностей по контролированию деятельности опекунских организаций, действуют в соответствии с законодательными актами:
- с российской Конституцией;
- с ГПК;
- с Семейным Федеральным Законом.
Органы опеки и попечительства созданы для осуществления защиты и интересов малолетних граждан. Но в случае, если они превышают свои полномочия, действуют не в соответствии со своей компетенцией, то возможно подать жалобу в судебную инстанцию или в прокуратуру.