Покупка и продажа собственности — весьма напряженный момент в жизни, ведь вероятность потери денежных средств велика. Согласно договору купли –продажи, одна сторона получает деньги, а другая – собственность. Всегда необходим ряд мер, направленных на обеспечение сторонами обязательств, например, составление расписки о получении денег.
Общие сведения
Расписка о получении денег по договору купли-продажи – документ, служащий доказательством того, что денежные средства были получены продавцом от лица, совершившего покупку по соглашению сторон. Документ имеет ряд особенностей, которые должен изучить каждый, кто намерен осуществить покупку или продажу, до момента передачи денег.
Правила составления расписки о получении денег по договору купли-продажи
Расписка не имеет законодательной силы, если нет договора купли-продажи, она выполняет роль обеспечения соглашения. Обязательные условия расписки должны учитываться при написании документа, свидетельствующего, что продавец получил деньги по договору купли-продажи.
Документ должен быть написан продавцом от руки – иначе расписку могут признать недействительной, и покупатель потеряет денежные средства. Не допускаются исправления, текст документа требуется писать разборчиво авторучкой с синей пастой. Расписка составляется лицом, которое получило деньги после достижения соглашения. Желательно, чтобы документ подписали лица, то есть свидетели, которые видели, что денежные средства были получены в рамках действующего договора купли-продажи.
В документе необходимо обозначить следующие реквизиты:
- паспортные данные участников соглашения;
- сумма полученных денег в цифрах и прописью, валюта денежных средств;
- собственность, которая получена по договору купли-продажи согласно соглашению сторон;
- ссылка на договор купли-продажи, по которому денежные средства получены продавцом;
- дату написания документа;
- фраза, подтверждающая, что деньги получены в полной мере и, что продавец не имеет вопросов по выплате денежных средств;
- роспись продавца, который составил расписку, с расшифровкой ФИО.
Все вышеперечисленные в документе сведения должны совпадать с теми, что обозначены в договоре купли-продажи. Соглашения, с которыми работает нотариус, более надежны. Для оформления расписки, доказывающей, что денежные средства были получены по договору купли-продажи, иногда обращаются к специалисту, чтобы заверить этот документ. Также нотариус может предоставить образец оформления расписки. В этом случае при возникновении каких-либо разногласий между сторонами, будет проще доказать, что продавец получил деньги в рамках договора купли-продажи. Тем не менее, расписка, написанная без участия должностного лица, имеет такую же юридическую силу в рамках соглашения сторон. Обращение к нотариусу требует дополнительных трат денежных средств, что, как правило, нежелательно для сторон, так как лишних денег и иных ресурсов в моменты совершения сделки нет.
Расписку нужно хранить также, как и договор купли-продажи и все соглашения к нему, и ни в коем случае нельзя передавать посторонним лицам. Действителен лишь оригинал этого документа, поэтому при его утере одна из сторон может потерять денежные средства. Копия расписки не имеет никакой силы.
Если продавцов 2 или более, каждый из них должен составить отдельный документ, указывая сумму денежных средств, эквивалентную доле владения реализуемым имуществом. Также возможно в данном случае обозначить сумму, соразмерную долю суммарной стоимости предмета соглашения.
Преимущества и недостатки оформления расписки
Расписка о получении денег по договору купли-продажи имеет множество преимуществ для того, кто осуществляет покупку. Документ прост в составлении и подтверждает, что денежные средства были получены продавцом, то есть является гарантией передачи денег в рамках договора купли-продажи. Расписка предотвращает разногласия между продавцом и покупателем при выполнении условий соглашения.
Оформление расписки также имеет недостатки и не является 100% гарантией отсутствия взаимных претензий сторон в рамках соглашения в дальнейшем. Иногда продавец получает деньги покупателя посредством банковского перевода. В этом случае банк проводит операцию и отвечает за перевод денежных средств в рамках процесса купли-продажи. В процессе покупки или продажи что-то может пойти не так, поэтому любой договор, как и каждое соглашение, могут быть признаны недействительными. Это значит, что сторона, совершившая покупку, может потерять свои деньги.
Расписка – это правовой документ, который поможет не потерять свои денежные средства при совершении крупных покупок.
В первую очередь, в получении данного документа заинтересован покупатель, ведь он обменивает свои денежные средства на право собственности. Договор, как и все дополнительные соглашения к нему, можно оспорить, а вернуть деньги невероятно трудно. Стороны иногда не приходят к соглашению в спорах, поэтому в качестве доказательств нужно иметь документы, свидетельствующие, что продавец получил деньги, а также подтверждающие сам факт купли-продажи.