При покупке лодки, необходимо составлять договор купли-продажи. Составление соглашения в письменном виде является требованием законодательства, также как и при купле-продаже других транспортных средств. Если между продавцом и покупателем не будет заключен соответствующий договор, то уполномоченные государственные органы вправе конфисковать лодку, ссылаясь на незаконность ее использования, так как у гражданина нет актов, подтверждающих, что лодка принадлежит ему на правах собственности.
В настоящей статье будут описаны требования, предъявляемые законодательством для оформления договора купли-продажи лодки, а также будут указаны условия по регистрации купленного судна.
Требования
Оформление договора купли-продажи лодки весьма важная процедура. По закону, в документе не должно быть помарок, ошибок и исправлений, текст соглашения должен состоять исключительно из достоверной информации. Указание в договоре купли-продажи лодки ложных сведений приведет к признанию сделки недействительной.
Правила оформления договоров купли-продажи указаны в Гражданском Кодексе. Скачать текст закона можно по ссылке.
Обязательные условия договора купли-продажи лодки:
- наименование российского субъекта, где составлялось соглашение купли-продажи лодки;
- день, месяц и год, когда был составлен акт;
- сведения о продавце и покупателе:
- данные паспорта — серия, номер, кем выдан и т.д.;
- фамилия, имя, отчество и дата рождения.
- характеристика объекта соглашения купли-продажи. Нужно указывать детальное описание:
- наименование лодки;
- производитель;
- модель;
- тип;
- цвет;
- номерные знаки двигателя и корпуса;
- технические характеристики.
- сумма продажи и сроки оплаты;
- указание условий передачи прав собственности и денежных средств;
- период действия соглашения о купле-продаже;
- реквизиты обеих сторон сделки по приобретению лодки и их подписи.
Скачать текст договора купли-продажи лодки можно здесь. При составлении текста, важно учитывать законодательные требования к договору купли-продажи лодки. Если соглашение не будет отвечать установленным требованиям, то сделка будет считаться недействительной, а документ не будет иметь юридической значимости.
Правильно оформленный договор купли-продажи лодки следует зарегистрировать в нотариальной конторе. За проставление отметки в документе, специалист нотариального учреждения взимает плату. Стоимость его услуг в настоящий момент составляет 5 процентов от стоимости объекта договора купли-продажи. Но по законодательству, данная сумма не должна превышать 20 000 рублей.
Как оформить договор купли-продажи лодочного мотора?
При приобретении лодочного мотора необходимо составлять договор купли-продажи только, если мотор является подвесным. Если он стационарный, то оформление подобного соглашения о купле-продаже не требуется по законодательству.
Договор купли-продажи лодочного мотора составляется по таким же правилам, как и при покупке целой лодки. В соглашении обязательно указывается следующая информация:
- информация о сторонах сделки — покупателе и продавце;
- описание мотора — модель, номер и иное;
- условия по проведению расчетов между продавцом и покупателем;
- права и обязательства граждан, составляющих договор купли-продажи лодочного мотора;
- период действительности соглашения о продаже мотора для лодки;
- личные подписи лиц, оформляющих настоящий акт;
- другие пункты, по договоренности сторон.
Скачать образец соглашения купли-продажи лодочного мотора можно по ссылке.
При оформлении документа по продаже мотора для лодки недопустимо указывать заведомо ложную информацию. Указание в юридически значимом документе ложных сведений может привести к ответственности административного характера. Также правилами закона не разрешается присутствие в тексте ошибок и исправлений.
Документ подлежит заверению в нотариальной конторе. Специалист не проставит соответствующую отметку на договоре купли-продажи, если продавец и покупатель не предоставят определенный перечень документации. Для предоставления в нотариальную контору, требуется собрать следующий перечень актов:
- паспорта покупателя и собственника водного транспортного средства;
- сведения отсутствия долговых обязательств по налогам на имущество;
- правоустанавливающие бумаги на судно (мотор);
- договор купли-продажи.
После проставления нотариального удостоверения, продавец должен снять с учета лодку в течение двух недель, чтобы новый владелец смог зарегистрировать судно на свое имя.
Порядок регистрации лодок и моторов
В соответствии с текстом Федерального Закона № 36 (скачать настоящий ФЗ), гражданам при оформлении договоров купли-продажи, следует регистрировать следующие судна:
- надувная транцевая, имеющая вес 200 кг;
- суда из пластика, которые весят от 200 кг;
- сделанные из металла, которые весят более 200 кг;
- разборные композитные также подлежат регистрации, если их вес больше 200 кг;
- плавательные судна, сделанные из дерева (весом от 200 кг);
- надувная лодка, весом 25 кг и с грузоподъемностью до 350 кг. Например, лодочное судно «Турист»;
- моторные судна всех типов;
- байдарки;
- судна с парусом;
- катамараны всех видов.
Чтобы зарегистрировать свое водное транспортное средство или лодочный мотор, необходимо направлять обращение в специализированную инспекцию — в ГИМС (гос. инспекция по маломерным суднам).
Регистрация лодки и лодочных моторов, приобретенных по договору купли-продажи, проводится после предоставления пакета следующих актов:
- договор купли-продажи;
- бумаги, подтверждающие факт проведения расчетов между покупателем и продавцом;
- инструкция по использованию судна;
- тех. паспорт объекта продажи;
- правоустанавливающий акт на двигатель, если объектом продажи выступает моторное средство передвижения по воде;
- тех. паспорт на двигатель;
- паспорт нового собственника лодки или лодочного мотора;
- бумага, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины. Размер пошлины устанавливается в соответствии с положениями НК России. На данный момент новый владелец обязан уплатить 100 рублей.
Когда перечень актов одобрен работниками ГИМС, то производится регистрация лодки с учетом имени нового собственника. Вне зависимости в каком регионе было зарегистрировано водное транспортное средство, регистрация действует на территории всей страны. По окончанию процедуры заявителю выдается судовой билет, а также специальный номер прописывается на борту водного транспортного средства.
В случае, когда мощность приобретенной лодки составляет более 5 л.с., то на нее требуются специальные права. Чтобы получить разрешение на управление данным водным транспортным средством, необходимо пройти курсы в ГИМС. После их успешного прохождения выдается документ, подтверждающий, что данный гражданин вправе управлять судном. Действительность «водных» прав составляет 10 лет. Когда мощность лодки менее 5 л.с., то специальных прав на управление не нужно получать.
Если уполномоченные органы при проверке обнаружат, что нет регистрации лодки или у гражданина нет специальных прав на управление судном, то его могут привлечь к уплате штрафа или водное транспортное средство может быть конфисковано.