Начать коммерческую деятельность можно разными способами, одним из которых является оформление договора купли-продажи готового бизнеса. Приобретение уже существующей компании позволит избавиться от необходимости собирать и регистрировать в налоговом органе учредительные документы. Процедура оформления договора купли-продажи в общем и целом регламентируется 30 главой Гражданского Кодекса, а именно статьями 559-566. Какой порядок действий следует соблюдать для приобретения бизнеса, рассмотрим более подробно далее в статье.
Этапы оформления сделки
Процесс приобретения компании можно разделить по умолчанию на несколько этапов, каждый из которых обладает своими особенностями:
- уведомление всех заинтересованных лиц о готовящейся процедуре и получение их согласия. Для этого потребуется созвать совет директоров или акционеров, если стоимость сделки составляет свыше 25 или 50% балансовой цены активов соответственно;
- для определения конечной стоимости договора купли-продажи бизнеса, производится полная инвентаризация имущества продаваемого предприятия. Также учитывается размер долговых обязательств старого владельца;
- подготавливаются соответствующие документы и сделка оформляется посредством подписания соглашения. Начиная с 1 марта 2013 г., письменная договоренность не подлежит немедленной госрегистрации, если ее заключение состоялось после вышеуказанной даты;
- после подписания договора купли-продажи, но до окончательной передачи бизнеса, одна из сторон должна взять на себя обязанность проинформировать кредиторов о готовящейся передаче компании;
- для заключительного шага участниками соглашения подписывается акт приема-передачи;
- в завершении осуществляется государственная регистрация права собственности.
Стоит отметить, что этапы купли-продажи бизнеса заключают в себе прохождение только одной государственной регистрации — перехода права собственности на недвижимость.
Содержание и структура договора купли-продажи
Соглашение о передаче бизнеса в новые руки составляется в согласии с нормами законодательства. Стоит с вниманием отнестись к оформлению документа, т. к. малейшая неточность приведет к появлению недоразумений. Письменная договоренность включает в себя нижеприведенные пункты:
- место и дата подписания;
- информация об участниках — наименование организации, ФИО и должность продавца и покупателя;
- предмет договора купли-продажи — бизнес, являющийся имущественным комплексом. Сюда включены — движимая и недвижимая собственность, долговые обязательства, товарные знаки и т. д.;
- период действия письменной договоренности;
- права и обязанности субъектов правоотношений;
- процедура переуступки бизнеса;
- стоимость договора купли-продажи, порядок проведения расчетов и способ оплаты — конечная цена определяется посредством осуществления инвентаризации;
- ответственность покупателя и продавца за нарушение условий сделки;
- обстоятельства расторжения соглашения;
- порядок урегулирования спорных ситуаций;
- чрезвычайные ситуации, где стороны договора купли-продажи бизнеса не несут ответственности;
- перечень приложений;
- адреса и банковские реквизиты продавца и покупателя;
- подписи сторон и проставление печати.
Образец договора купли-продажи готового бизнеса для подробного ознакомления можно посмотреть по ссылке.
До подписания соглашения участниками нужно подготовить определенный комплект документов, список которых установлен статьей 561 ГК РФ. В обязательный перечень бумаг входит:
- инвентаризационный акт, включающий в себя все имеющееся на предприятии имущество;
- бухгалтерский баланс также прикладывается к договору;
- постановление независимого эксперта-аудитора о цене бизнеса;
- список долговых обязательств старого владельца — указание кредиторов, размер задолженностей, срок погашения долга;
- акт приема-передачи, где перечислены все недостатки предмета договора купли-продажи.
При сокрытии продавцом различного рода дефектов и их последующем обнаружении покупателем договоренность будет признана недействительной.
Особенности процесса
Главной особенностью процедуры является юридическое сопровождение сделки, где тщательной проверке подлежит вся документация компании. Это позволит выявить на раннем этапе возможные нарушения законодательства и избежать негативных последствий.
Также стоит отметить, что договор купли-продажи бизнеса с марта 2013 года не подлежит незамедлительной госрегистрации. Однако переход права собственности на имущественный комплекс должен быть осуществлен в обязательном порядке. Покупатель должен обратиться в Росреестр со следующим комплектом бумаг:
- заявление на проведение процедуры;
- паспорт заявителя;
- квитанция об уплате пошлины;
- договор купли-продажи бизнеса с прилагающимися к нему документами, которые были перечислены выше;
- акт приема-передачи;
- бумага, удостоверяющая оплату имущественного комплекса;
- согласие супруга на проведение сделки, если заявителем является ИП;
- выписка из ЕГРЮЛ, если участником договора купли-продажи бизнеса является юридическое лицо.
Размер пошлины составляет — 0,1% от стоимости имущества организации, однако максимальная сумма ограничена 60 000 рублей. Процедура осуществляется в течение недели.
Особенностями купли-продажи бизнеса в России являются:
- деятельность фирм ведется с использованием офшоров и подставных лиц;
- наличие неформальных договоренностей, которые не обладают юридической силой;
- присутствие как формального, так и неформального управления.
Приобретение в России уже функционирующей организации по соответствующему договору требует глубокой проверки всех документов, т. к. существуют некоторые риски.
Преимущества и недостатки сделки
Покупка действующего бизнеса сопровождается подписанием договора купли-продажи. У подобного рода сделок существуют как преимущества, так и недостатки.
К ключевым плюсам можно отнести:
- приобретение уже функционирующего бизнеса, с собственным рабочим персоналом и отлаженной стратегией работы. Также за многолетнюю деятельность компанией, приобретенной по договору купли-продажи, возможно была получена определенная репутация, что выставляет ее в выгодном свете на потребительском рынке;
- наличие постоянной клиентской базы и партнеров, что позволяет новому владельцу сэкономить на рекламе и раскрутке бренда;
- получение дохода без длительного ожидания.
К недостаткам приобретения бизнеса по договору купли-продажи относят:
- имеющиеся долговые обязательства перед контрагентами, с которыми вопрос о погашении не был решен должным образом или не подтвержден документально;
- возможна частичная потеря рабочего персонала и клиентов.
Чтобы минимизировать риски при покупке бизнеса, следует перед подписанием договора купли-продажи проанализировать деятельность организации и проверить всю документацию. Не лишним будет обратиться к юристу. Это позволит избежать ошибок при оформлении сделки и получить качественную консультацию.