Сертификат на материнский капитал — государственный документ, дающий возможность семьям с двумя и более детьми получить помощь от органов власти.
Документ выдается только один раз и при наличии веских оснований для его получения. Заявление на получение материальной помощи подается в отделение ПФР России.
Читайте в статье об условиях для получения государственной поддержки, о пакете необходимых документов и о порядке действий при подаче заявки.
Условия
Для оформления материнского капитала кандидаты должны соответствовать следующим условиям:
- Правом на получение дополнительной государственной помощи обладают женщины, в семье которых родился второй или последующий ребенок или был усыновлен. Материальная помощь за третьего ребенка выдается только при условии, что на момент рождения второго семья не получала материнский капитал.
- Правом на получение положенных выплат обладают и отцы вторых и последующих детей.
- Согласно положениям закона денежную сумму вправе получить несовершеннолетний, оставшийся без родительского покровительства. Лица, не достигшие 23-летнего возраста, также обладают правом на получение государственной помощи по программе «Материнский капитал».
Кто имеет право получить материнский капитал?
В законодательстве прописан ряд лиц, обладающий правом на получение финансовой помощи от государства:
- Первостепенным правом обладает мать второго и последующего ребенка.
- В случае ее смерти льгота переходит отцу несовершеннолетнего.
- Если по каким-то причинам ребенок остался без родителей, то право на получение государственной помощи переходит ему в порядке очереди.
Ряд требований, предъявляемых к кандидату на получение материнского капитала:
- женщина родила ребенка после 1 января 2007 года;
- в семье родился третий ребенок, а за второго государственная помощь не была получена. Обязательным условием является рождение несовершеннолетних после 2007 года;
- мужчина является единственным усыновителем второго и последующего ребенка;
- отец воспитывает самостоятельно несовершеннолетних в связи с:
- лишением матери родительских прав;
- смертью биологической мамы;
- ее действия нанесли ущерб детям.
- несовершеннолетний, оставшийся без попечительства родителей и ранее обладающим правом на получение материнского капитала;
- граждане, не достигшие 23-летнего возраста и обучающиеся на очном отделении.
Выше перечисленные требования устанавливаются и контролируются Информационным Агентством ТАСС.
Как оформить материнский капитал?
Для оформления материнского капитала на второго ребенка заявитель должен пройти несколько этапов:
- Дождаться решения суда об усыновлении или рождения собственного ребенка. После наступления данных событий заявитель начинает готовиться.
- Оформление права на получение материнского капитала в документальной форме. Бумагу можно получить и спустя несколько лет после рождения или усыновления второго малыша. Для ее получения необходимо собрать пакет необходимых документов и подать его в отделение ПФР РФ.
- Ожидание ответа о получении сертификата на материнский капитал. Он может быть получен в отделении Пенсионного Фонда или получен по почте.
Решение о выдаче сертификата принимается в течение 30 дней с момента подачи заявки. В течение 5 дней после принятия решения, заявителю направляется ответ.
В какой срок нужно оформить сертификат?
После прохождения процедуры оформления материнского капитала, матери или отцу потребуется подождать 3 года для получения возможности его использования. Родителям разрешается использовать полученную государственную помощь только по достижению ребенком трехлетнего возраста.
Важно! В выше описанном правиле существует исключение, связанное с получением материнского капитала для погашения кредита за жилье. В данном случае деньги незамедлительно перечисляют на банковский счет кредитора.
Родители обладают возможностью оформления сертификата на получение материнского капитала в течение нескольких лет после рождения или усыновления второго и последующих детей.
Необходимые документы
Какие документы нужны для оформления материнского капитала?
- Заявление.
- Оригинал и копии удостоверений личности родителей.
- Свидетельство о рождении каждого из малышей, проживающих в семье.
- Свидетельство об усыновлении, если дети были взяты из дома малютки.
- Карточка обязательного Пенсионного страхования.
- Бумага, подтверждающая наличие гражданства РФ у заявителя.
Перечень выше предоставленных документов предоставляется в оригинале с приложенными к нему копиями. Все копии должны быть заверены нотариально.
В исключительных случаях сотрудники Пенсионного Фонда могут запросить предоставить справку о смерти матери несовершеннолетнего или о лишении ее родительских прав.
Куда обращаться?
Для оформления сертификата для получения материнского капитала заявитель обращается в ПФР лично или связывается с его сотрудниками по телефону. На сайте также можно узнать о необходимом пакете документов и каков образец заявления.
Оформленное заявление может быть подано в отделение ПФР по:
- месту нахождения заявителя;
- месту жительства гражданина, обладающего правом на получение государственного пособия.
Правильно составленное заявление является главным основанием для выдачи гос помощи. Оно должно содержать в себе следующие положения:
- полное наименование отделения ПФР, в которое подается заявление;
- данные о получателе документа;
- статус заявителя;
- паспортные данные;
- гражданство;
- СНИЛС;
- прописка и фактическое место проживания;
- если интересы заявителя представляет третье лицо, то указываются данные и о нем;
- информация о каждом имеющемся несовершеннолетнем;
- способ получения бумаги.
Можно ли оформить сертификат удаленно?
При рождении второго ребенка граждане обладают возможностью получения сертификата на материнский капитал.
Если у заявителей нет возможности лично обратиться в ПФР, то они вправе подать пакет документов и заявку в электронном виде. Для осуществления данной процедуры пользователю необходимо пройти несколько этапов:
- Зарегистрироваться на сайте предоставления гос услуг.
- Заполнить персональные данные и получить электронный код.
- Оформить электронную подпись.
- Подача документов в электронном виде.
После прохождения всех этапов, пользователь в течение 5 дней получает ответ на почту о принятии заявления или об отказе в нем.
Могут ли отказать в предоставлении государственного пособия?
После выдачи сертификата семья должна выбрать, на какие из перечисленных нужд будут использованы денежные средства:
- на улучшение жилья;
- для формирования пенсии для матери;
- для предоставления несовершеннолетним должного образования.
Основаниями для отказа в получении сертификата являются:
- пакет предоставленной документации не соответствует заявленному списку;
- заявление имеет ошибки и помарки;
- отсутствие прав на получение помощи от государства;
- предоставленные документы содержали ложную информацию;
- заявитель ранее получал уже помощь от государства.
Заявка возвращается в течение 5 дней с момента ее получения. К ней прикладывается записка, в которой указывается причина возврата заявления и приложенных к нему документов. Также сотрудники ПФР указывают в ней способы устранения обнаруженных недостатков.