Оформляя сделки с недвижимостью, новый собственник в обязательном порядке должен пройти процедуру регистрации прав собственности на приобретенный объект. Образец заявления ему выдается в регистрационном органе.
Срок регистрации составляет от 5 до 12 рабочих дней.
Читайте в статье о порядке получения прав собственности, о пакете необходимых документов и о способах подачи заявки.
Порядок действий
Для регистрации прав собственности заявитель должен пройти несколько этапов:
- Обратиться в МФЦ.
- Оформить заявление по специально-предоставленной форме и подать его вместе с собранным пакетом документов.
- В случае если все в порядке, ему выдается свидетельство о регистрации прав собственности.
Порядок действий, который осуществляет уполномоченный сотрудник при принятии заявления у собственника для регистрации прав собственности на недвижимость:
- Проверяет правильность оформления заявления и принимает его с пакетом документов.
- Проверяет удостоверение личности заявленного собственника на соответствие срока действия и на правильность заполнения такого типа документов.
- Контроль представленного пакета необходимых бумаг на наличие всех необходимых копий и экземпляров.
- В случае, если все соответствует, то уполномоченный сотрудник вносит соответствующую запись в книгу учета документов, указывая фактическую дату получения.
- Если были обнаружены ошибки, то сотрудник МФЦ центра возвращает заявление и документы, указывая основания и предлагая меры устранения недочетов.
- Он также уполномочен помочь заявителю в заполнении заявления, если тот не в силах это сделать самостоятельно.
- Заключительным этапом его деятельности становится передача пакета документов и заявления для регистрации прав собственности.
Срок предоставления услуги зависит от полноценности заполненного заявления и предоставленного пакета документов. В большинстве случаев он составляет от 5 до 12 рабочих дней, с момента принятия заявки.
Размер госпошлины
Подавая заявление, гражданин должен приложить к нему квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию прав собственности. Ее размер составляет:
- для физических лиц — 2 тыс рублей;
- для граждан, входящих в особую категорию, обозначенную в НК РФ — 350 руб.;
- для юридических лиц — 22 тысячи рублей.
Размер госпошлины зависит от вида недвижимости, на которую регистрируются права собственности.
В законодательстве РФ прописаны категории лиц, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины при регистрации прав собственности на недвижимость:
- органы местного самоуправления и федеральной гос власти;
- ЦНБ РФ, при обращении за регистрацией прав собственности, в связи с выполнением своих должностных обязательств;
- граждане, признанные судом малоимущими.
Список документов
Подавая заявление на регистрацию недвижимости, заявитель должен предоставить следующий пакет документов:
- заполненное заявление по установленной форме;
- если от лица собственника выступает его представитель, то предоставляется документ, подтверждающий его полномочия на проведение такого рода действий;
- бумага, на основании которой проводится государственная регистрация прав собственности;
- нотариально-заверенная доверенность на имя представителя;
- если производится регистрация юридического лица, то оно должно предоставить учредительные документы;
- удостоверение личности;
- чек об уплате государственной пошлины;
- бумага, подтверждающая гос регистрацию юридического лица;
- свидетельство о разрешенных правах пользования недвижимостью третьими лицами;
- справка из домовой книги о количестве людей, обладающих правами на регистрируемую недвижимость.
Взамен на выше перечисленный список документов, заявителю выдается уведомлении о регистрации его заявки.
Бумаги предоставляются в оригинале и в двух экземплярах. В случае, если предоставляются копии, то они в обязательном порядке должны быть заверены нотариально.
Образец и бланк заявления
Для регистрации прав собственности на недвижимость гражданин должен заполнить специальное заявление. Его бланк находится в регистрационном органе.
Он должен содержать в себе следующие положения:
- наименование документа;
- порядковый номер в книги записей учета заявлений;
- просьба заявителя о регистрации прав собственности;
- описание объекта недвижимости:
- вид.
- кадастровый номер.
- технические характеристики.
- место его нахождения.
- дополнительная информация.
- информация о правообладателе;
- если его интересы предоставляет доверенное лицо, то предоставляются его личные данные;
- перечень необходимых документов;
- способ получения основного;
- просьба заявителя;
- перечень прилагаемых документов;
- дата и подпись собственника.
Выше указанные данные должны обозначаться без ошибок и помарок. В случае, если уполномоченное лицо обнаружит несоответствия в описанных сведениях и предоставленных документах, то в принятии заявления будет отказано.
Куда обратиться для регистрации права собственности на недвижимость?
У граждан есть несколько способов для подачи заявления на регистрацию недвижимости:
- Путем личного обращения в Росреестр или Кадастровую палату.
- Почтовым заказным письмом.
- В МФЦ.
- Уполномоченному сотруднику регистрационного центра, воспользовавшись услугой выездного обслуживания.
- На сайте регистрационного органа.
Оформление права собственности является бесплатной процедурой. Гражданам необходимо оплатить только государственную пошлину.
Для избежания очередей в Кадастровой палате россиянам предоставляется возможность предварительной записи на прием. В специальной онлайн платформе граждане заполняют заявку с указанием предпочтительной даты и времени посещения регистрационного органа. Статус заявки можно контролировать онлайн.
Основания для отказа в регистрации
Подавая заявку на регистрацию прав собственности, собственник должен предусмотреть все риски и причины, по которым ему может быть отказано.
Основания для отказа в государственной регистрации прав собственности:
- были обнаружены несоответствия между имеющимися правами и заявленными;
- пакет предоставленных документов не соответствовал заявленному;
- в предоставленных бумагах были обнаружены ошибки и несоответствие подлинности;
- содержание и форма документов не соответствует требованиям законодательства РФ;
- собственник отказался предоставлять сотруднику регистрирующего органа запрашиваемые данные;
- отсутствие согласия третьего лица на заключение сделки. Например: супруг/супруга отказались от продажи совместно нажитой недвижимости;
- объект недвижимости является объектом спора на судебном заседании;
- на продаваемую территорию был наложен арест;
- при долевой продаже отсутствует согласие всех собственников.
В ситуации, когда уполномоченный сотрудник регистрационного органа обнаруживает выше перечисленные недостатки, то он вправе вернуть собственнику его заявление и отказать в регистрации.