Для оформления земли в собственность гражданин должен пройти установленный законодательством алгоритм действий. В первую очередь ему необходимо собрать всю необходимую документацию и во вторую подать заявление в соответствующую инстанцию.
Читайте в статье о документах, которые должен собрать будущий собственник, о процедуре оформления в собственность земельного участка под гаражом и многоквартирным домом.
Порядок действий
Земельный участок может быть оформлен в собственность в следующих ситуациях:
- при наличии права пожизненного владения. В случае, если участком владели родители, бабушки или дедушки, то права на него переходят по наследству детям и внукам;
- если заявитель обладает право бессрочного пользования земельным наделом. Например, он ему достался от завода, на котором он работал;
- при наличии права аренды. У заявителя есть договор аренды, заключенный с местной администрацией.
Для оформления участка земли в собственность гражданину необходимо пройти определенный порядок действий, в зависимости от ситуации, на основании которой участок был получен.
Оформление в собственость земельной территории, полученной по наследству:
- Необходимо обратиться к нотариусу для открытия наследственного дела. Делается это в течение 6 месяцев после смерти наследодателя. Заявитель пишет заявление о желании вступить в права наследования;
- После принятия заявки нотариус выдает наследнику документ, на основании которого он вправе начать сбор необходимой для регистрации документации;
- После закрытия наследственного дела, наследнику выдается свидетельство о правах на участок. Каждому из претендентов выдается отдельный нотариально заверенный документ;
- Регистрация полученного свидетельства;
- Заявитель обращается в отделения УФРС или МФЦ. При подаче заявления он обязан оплатить государственную пошлину, размер которой составляет 1000 рублей;
- После принятия пакета документов и заявления, уполномоченное лицо выдает наследнику расписку, в которой указывается окончательная дата регистрации и выдачи документа. Обычно процедура регистрации занимает от 7 — 10 дней с момента подачи заявки.
Процесс оформления земельного участка при наличии бессрочного права пользования:
- Будущий собственник должен обратиться в геодезическую компанию для получения геодезического плана на заявленную территорию;
- Затем он обращается в БТИ для получения генерального плана земельного участка;
- После получения вышеперечисленных бумаг, заявитель обращается с заявлением в МИО (министерство имущественных отношений) или в районную администрацию, находящуюся на территории с заявленным земельным участком. Решение принимается в течение от месяца до трех месяцев. К заявке он должен приложить следующий пакет документов:
- Бумагу, подтверждающую факт передачи территории в собственность;
- Генеральный план;
- Кадастровый паспорт земельного надела;
- В случае, если собственником является ребенок, то предоставляется и разрешение от органов опеки.
- Следующим этапом является межевание участка;
- После проведения вышеуказанной процедуры земельная территории должна быть поставлена на кадастровый учет;
- Регистрация права собственности. Процедура оформления является идентичной с описанной в случае наследования. В данной ситуации заявитель оплачивает государственную пошлину в размере 2 тысяч рублей.
Если земельный участок в аренде
В случае, если арендатор желает оформить в собственность земельный надел, находящийся в аренде, то он должен придерживаться следующего порядка действий:
- В случае, если на территории находится дом, то оформление не составит труда. Если же она пустая, то оформление будет происходить через торги;
- Дом оформляется в собственность;
- Арендатор обращается в районную администрацию с заявкой о желании выкупить находящуюся под домом землю;
- Подписывается договор купли-продажи;
- Заявитель обращается в регистрационный орган с собранным пакетом документов, уплачивает госпошлину и подает заявку для получения прав собственности на земельный участок.
Если арендатор будет соблюдать все законодательные требования, то арендованная земля перейдет ему в собственность.
Участок земли под гаражом
По закону гражданину разрешается оформить землю под гаражом в собственность только в следующих ситуациях:
- Территория была получена до 30 октября 2001 года;
- Земельный надел предназначен для ведения дачного хозяйства или гаражного строительства;
- У будущего собственника имеются документы о праве бессрочного пользования земельным участком.
Порядок оформления:
Шаг 1. Подается заявление и документы в государственный орган.
Шаг 2. Уплачивается государственная пошлина, размер которой составляет 350 рублей.
Шаг 3. Уполномоченный сотрудник выдает документ, подтверждающий принятие бумаг и в котором указан срок получения свидетельства о регистрации.
Заявление рассматривается в течение 10 дней с момента его принятия.
Список документов, необходимых для регистрации:
- удостоверение личности будущего собственника;
- правовые документы на землю;
- декларация на гараж, заполненная в двух экземплярах;
- чек об уплате госпошлины.
Под многоквартирным домом
Для оформления общей долевой собственности необходимо:
- Провести общее собрание между всеми собственниками;
- На основании него составляется протокол. Каждый участник собрания обладает очным правом голоса;
- Назначается представитель комиссии, в полномочия которого входит обращение к инженеру для составления межевого плана земельного участка;
- Глава обращается в государственный уполномоченный орган с заявлением об оформлении права собственности на землю под многоквартирным домом;
- После их принятия государственный служащий выдает расписку с датой и местом получения выписки из ЕГРН.
Пакет документов, необходимый для оформления права собственности:
- заявление о кадастровом учете;
- межевой план;
- удостоверение личности представителя дома;
- чек об уплате госпошлины;
- документы, подтверждающие права каждого из дольщиков.
Если дом уже оформлен в собственность
В ситуации, когда дом находится в собственности гражданина он может незамедлительно оформить право собственности на землю, находящуюся под ним.
Плюсы оформления земли под домом в собственность:
- Новый хозяин вправе распоряжаться земельным наделом по своему усмотрению и обустраивать его необходимыми объектами;
- Застройщики не смогут построить на территории гражданина постройки.
Список документов
При подаче заявления в МФЦ заявитель должен собрать пакет документов для оформления земли в собственность. Он включает в себя следующие бумаги:
- кадастровый паспорт земельного участка;
- документ из ЕГРН по форме №3;
- договор об оказании услуг по рыночной оценке реальной стоимости территории;
- бумаги, подтверждающие родственные связи наследодателя с наследником;
- судебное решение о принятии факта наследства;
- нотариально-оформленное завещание;
- в случае, если участок принадлежит к Дачному сообществу, то предоставляется его устав;
- удостоверение личности заявителя;
- межевой план земельного участка;
- чек об уплате госпошлины;
- нотариальная доверенность в случае, если от имени заявителя обращается доверенное лицо;
- договор купли-продажи, при его наличии.
Документы предоставляются в оригинале. В случае, если предоставляются копии, то они должны обладать юридической значимостью.
Для получения свидетельства о праве собственности на землю необходимо правильно оформить заявление. Бланк выдается в регистрационном центре. Он содержит в себе следующую информацию:
- Наименование документа;
- Название государственного регистрирующего органа;
- Данные о земельном участке;
- Просьба заявителя о регистрации права собственности на него;
- Список прилагаемых документов;
- Дата и подпись.
Стоимость оформления
Регистрация земельного участка является бесплатной процедурой, однако будущему собственнику необходимо будет понести некоторые расходы:
- в Россреестре оплачивается государственная пошлина, размер которой составляет 350 рублей. В случае, если территория оформляется под личное хозяйство, то оплачивается 200 рублей;
- оплата госпошлины в УФРС или в МФЦ, в зависимости в какой госорган обратиться заявитель. Размер госпошлины за оформление необходимых бумаг составляет 1000 рублей;
- если территория была получена на основании наследства, то у нотариуса оплачивает 2000 рублей за выдачу свидетельства о вступлении в права наследования;
- дополнительные расходы на юридические услуги.
Стоимость оформления земли в собственность будет зависеть от периода, в течение которого будущий собственник желает совершить процедуру и в какие госорганы он обратится. В случае, если он самостоятельно будет собирать необходимые документы и подавать заявление в соответствующие инстанции, то процедура обойдется дешевле.
В законодательстве прописан ряд лиц, которые освобождаются от уплаты госпошлины при подаче заявления на регистрацию прав собственности на земельный участок:
- федеральные органы госвласти и органы местного самоуправления;
- ЦБРФ, в случае если он исполняет свои прямые обязанности;
- лица, признанные на основании ЖК РФ малоимущими.
В каких случаях земельный участок не может быть приватизирован?
Согласно положениям закона, земельный надел не может быть оформлен в собственность по следующим причинам:
- Пакет документов был подан не в полном составе.
- Представитель заявителя не предоставил нотариально заверенную доверенность.
- Право на землю не было оформлено до 2001 года.
- В заявлении были допущены ошибки и неточности в указании личных данных заявителя.
- Земля предназначена для государственных объектов и не подлежит приватизации.
Лица, желающие оформить земельный участок в собственность должны заранее подготовить необходимый пакет документов и юридически грамотно составить заявление. В случае, если у граждан нет времени, то они могут обратиться в нотариальную контору.